Саммит Саммит
+7 (495) 797 69-14или пишите нам на WhatsApp

Круглый стол на тему «Нормативно-правовое регулирование использования, хранения и утилизации побочных продуктов животноводства в органическом сельском хозяйстве»

1 июн 2023
Круглый стол на тему «Нормативно-правовое регулирование использования, хранения и утилизации побочных продуктов животноводства в органическом сельском хозяйстве»

29 мая 2023 г. в Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы состоялся Круглый стол на тему «Нормативно-правовое регулирование использования, хранения и утилизации побочных продуктов животноводства в органическом сельском хозяйстве». В совещании принял участие заместитель руководителя Национальной Мясной Ассоциации, эксперт Общественного совета при Минсельхозе России, заместитель Председателя Общественного Совета при Россельхознадзоре Синельников Максим Вячеславович.

14 июля 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства...".

Выдержки из моего выступления:

При подготовке законопроекта учитывались национальные цели в области экологии. Принятый закон не преследовал цель снять все требования природоохранного законодательства. Это глубокое заблуждение. Как и прежде, нельзя сливать стоки в речки, леса, овраги.

Закон лишь допускает обращение побочных продуктов животноводства без прохождения стадии отхода. Закон упростил администрирование.

Закон регламентирует всю цепочку обращения побочных продуктов животноводства. То есть государство не отстраняется от регулирования и контроля, а наоборот его устанавливает. Контроль и надзор осуществляет Россельхознадзор.

Хозяйства самостоятельно осуществляют отнесение навоза или помета к побочным продуктам животноводства. Для этого необходимо подать уведомление в Россельхознадзор. Животноводы, которые не готовы, не могут или не хотят соответствовать требованиям закона, имеют право его не соблюдать. В этом случае, они обязаны соблюдать требования закона об отходах. И тогда органом надзора будет Росприроднадзор.

Закон решил основную задачу, и он поддерживается животноводами. Цифры говорят сами за себя. Россельхознадзор получил около 14 000 уведомлений об отнесении навоза и помета к побочным продуктам животноводства. Некоторые животноводы остались в рамках регулирования закона об отходах. Это их выбор.

В рамках реализации закона принято 5 нормативных правовых актов в рекордные сроки – за 4 месяца до вступления в силу закона. Требования к обращению ППЖ учитывают специфику сельхозпроизводства. Например, весной или осенью перед запашкой можно временно разместить переработанные ППЖ в твердой фракции в поле без какого-либо покрытия и без снятия плодородного слоя.

Требования к хранению и к переработке не распространяются на пастбищное содержание животных. Возможность внесения переработанного навоза в почву подтверждается результатами исследований, проведенных в аккредитованной лаборатории. Это позволяет применять любой способ и сроки переработки. Главное, чтобы готовый продукт соответствовал нормативам.

Установленные требования к обращению ППЖ не являются новыми. Требования содержатся в санитарно-эпидемиологических и ветеринарных правилах, и в природоохранном законодательстве.

Возможно, какие то из требований устарели. Чтобы понять, какие требования следует пересмотреть, необходимо наработать правоприменительную практику.

Федеральными органами власти и отраслевыми объединениями постоянно проводится разъяснительная работа. Созданы специальные разделы на официальных порталах:

  • https://mcx.gov.ru/
  • https://fsvps.gov.ru/ru/

В законе из агрохимикатов изъят только свежий навоз (помет). Однако из этого не следует, что переработанные ППЖ - это агрохимикат. Согласно закону, ППЖ не является удобрением, в том числе органическим. ППЖ служит цели повышения плодородия почв.

В классификатор ОКПД2 внесен новый код – код 01.49.28.200 побочные продукты животноводства. Данный код относится к группе продукция животноводства, а не продукция химической промышленности.

Предложено включить в резолюцию:

Несмотря на разъяснительную работу, у хозяйств, особенно малых форм, все равно возникают вопросы из-за непонимания требований и положений актов. Возможно, какие то требования подзаконных актов устарели и их придется пересмотреть. Учитывая это предлагаем:

1. Рекомендовать органам управления АПК субъектов РФ

  • усилить разъяснительную работу в регионах, на местах
  • организовать на постоянной основе сбор предложений по усовершенствованию подзаконных актов и направление их в Минсельхоз России

2. Рекомендовать Россельхознадзору

  • активнее проводить консультации по разъяснению требований к обращению побочных продуктов животноводства и делать акцент на профилактических мероприятиях, а не на проверка
Читайте также